Тепловое реле тока – это один из защитных аппаратов, которые применяются в электроустановках, и защищает электродвигатель от перегрузки. В условиях повышенной нагрузки электродвигатель затрачивает много электрической энергии, существенно превышающей нормативные данные для электродвигателя. В продаже представлено несколько видов тепловых реле, каждый из которых обладает своими особенностями конструкции и областью применения.
Прежде всего, рассмотрим, из чего же состоит реле тепловой защиты. В основе функционирования реле лежит явление, описанное физическим законом Джоуля-Ленца -количество тепла выделяемое на участке электрической цепи пропорционально квадрату силы тока и сопротивления данного участка.
Такое явление успешно применяется в тепловом расцепителе. Небольшой участок цепи, который играет роль теплового излучателя, по спирали закручен на изолятор. Весь ток, который проходит через электрическую машину, поступает через этот участок. Прямо рядом со спиралью расположена биметаллическая пластина, сгибающаяся в процессе нагревания, и оказывающая действие на контактную группу. В составе пластины присутствует два разнородных металла, обладающих разным коэффициентом расширения при нагреве. При этом они объединены в один элемент.
Через проводники проходит три фазы питания на электрический мотор. Чтобы уменьшить ложное срабатывание от внешних действий, обмотку нагрева располагают сверху биметаллической пластины. Пластины упираются в подвижную планку, толкающую систему расцепителя. Сверху находится пружинный регулятор токовой установки, гарантирующий точную настройку пределов срабатывания, а также две группы контактов (открытые NO и закрытые NC).
Теперь стоит рассмотреть принцип работы теплового реле. Каждый электродвигатель оснащен табличкой с паспортными данными. Именно здесь указывают номинальную величину рабочего тока. Во многих механизмах, во время работы возможно превышение величины рабочего тока, в момент запуска, а также в рабочем процессе. Если такие перегрузы будут продолжаться длительное время, то обмотка перегревается и изоляция разрушается. Следовательно, двигатель очень скоро сломается.
Подключение теплового реле позволяет избежать такой проблемы. Тепловое реле действует на цепи управления, посредством отключения схемы, размыкания контактов, или подачей предупреждающего сигнала дежурному персоналу замыкая контакты. Устройство монтируют после пускового контактора в силовую цепь до электродвигателя, таким образом, осуществляя контроль проходящего тока.
Установка параметров осуществляется в большую сторону от номинального тока мотора, на уровне 10-20 %, исходя из паспортных данных. Отключается машина не сразу, а через определенное время. Это зависит от температуры окружающей среды и величины тока перегрузки. Время отключения составляет от 5 до 20 минут. Неправильно выбранный параметр станет причиной ложного срабатывания или игнорирования перегруза и, как следствие, выхода из строя оборудования.
Тепловые реле нужно выбирать исходя из характеристик данного прибора, касающихся нагрузки и условий работы электромотора. Во время покупки вам нужно обратить внимание на следующие параметры:
Чаще всего схема подключения термореле к пускателю подразумевает использование постоянно замкнутого контакта, который работает последовательно с кнопкой «стоп» на пульте управления. Данный контакт маркируют буквами NC или НЗ.
Правильно подключенный контакт в такой схеме используется для подключения сигнализации или защиты электромотора. В более сложных схемах автоматического управления такой контакт используют для срабатывания алгоритма аварийной остановки цепи питания.
Невзирая на тип подключения электромотора и количество контакторов пускателя, подключение термореле к схеме проводится довольно просто. Термореле размещают следом за контакторами перед электрическим двигателем, и включается по последовательной схеме с кнопкой «стоп».
Среди достоинств термореле стоит выделить:
Недостатками тепловых реле являются:
Назначение теплового реле зависит от его типа. Сфера использования для каждого типа своя. Рассмотрим основные типы тепловых реле: